Изготовление на заказ эксклюзивной аудиотехники и стилизованных приборов Реставрация технического антиквариата
  О НАС НОВОСТИ ПРОЕКТЫ и ИЗДЕЛИЯ РЕСТАВРАЦИЯ УСЛУГИ КАК ЗАКАЗАТЬ СТАТЬИ ФОРУМ ССЫЛКИ  
  Реставрируем приемник «БАЛТИКА»

    Данную статью я хочу посветить реставрации известного многим радиоприемника «БАЛТИКА». Не смотря на то, что этот приемник был не дорогой, и позиционировался как приемник второго класса, его любили за незатейливый, но в то же время очень красивый дизайн. Плавные линии, оригинальная цветовая гамма, удачное сочетание пластика и дерева, лакированных и крашенных поверхностей. Очень хорошо были продуманы отрисовка и цвет шкалы. При слабом освещении включенный приемник производит волшебное впечатление, возвращая нас в мир доброты и тепла.
    Приемник имеет классическое схемотехническое решение и представляет собой супергетеродин без каскада УВЧ и однокаскадным УПЧ. Схема подкупает своей «классичностью» и простотой, без каких либо вывертов и изысков. Но пока давайте оставим схемотехнику и займемся реставрацией непосредственно корпуса этого приемника.
    Итак, если состояние приемника никак не позволяет оставить его в нетронутом виде, придется изрядно поднапрячься, потому что работа это трудная и кропотливая. Сразу хочу оговориться, что если, корпус приемника практически полностью разрушен, то восстанавливать его не имеет смысла. Гораздо проще и дешевле найти так называемого «донора». Восстанавливать полностью разрушенные корпуса имеет смысл только на очень дорогих и редких экземплярах аппаратуры. То же самое имеет отношение и к шасси приемника. Если схема сильно изуродована разными «мастерами - улучшателями» или просто вандалами, имеет смысл опять таки подумать о «доноре».

Восстановление корпуса
Разборка

    Снимите с приемника всю фурнитуру, заднюю и нижнюю стенки и выньте шасси. Перед тем, как приступить к снятию шасси, отсоедините провода идущие к громкоговорителю. У приемников разных выпусков, громкоговоритель подключался по разному. В приемнике «Балтика» стояли винтовые клеммы, в приемнике «Балтика 52» стоял разъем, а в приемнике «Балтика 254» провода к громкоговорителю припаивались. После того как громкоговоритель отсоединен, отвинтите снизу корпуса четыре винта и осторожно извлеките шасси. Винты с шайбами и резиновыми втулками положите в отдельный пакет или коробочку. Так они точно не будут потеряны. Туда же положите фурнитуру и прочий крепеж от разборки приемника. Далее необходимо снять громкоговоритель. Для этого открутите четыре гайки по его периметру и очень осторожно выньте громкоговоритель из ящика. Теперь нужно очистить шасси и корпус приемника от пыли, мусора и тараканов, если таковые там имеются. Делать это лучше всего сильной струей сжатого воздуха из бытового компрессора. При продувании того участка шасси, где смонтированы входные и гетеродинные катушки, надо быть особенно осторожным. Эти катушки легко повредить. Рекомендую, при их продувке не давать давление с компрессора более двух атм. Если такая необходимая в хозяйстве вещь как компрессор у Вас отсутствует, то можно воспользоваться пылесосом, переключив шланг на выдув. Результат будет хуже, но дополнительно, с помощью кисти, все получится. После очистки, шасси приемника отложите в сторонку, мы вернемся к нему позже. Панель громкоговорителя закреплена шестью шурупами. Их необходимо отвинтить и вынуть панель из корпуса. Затем, отвинчиваются шурупы, крепящие левую и правую передние стенки. Эти шурупы располагаются слева и справа в самом углу. Сразу обращаю внимание на то, что на левой и правой передних стенках приклеены бруски, к которым крепится панель громкоговорителя. Бруски трогать не надо, они не помешают работе со стенками. Ну вот, осталось открутить еще несколько шурупов сверху и снизу ящика, и вынуть центральную карболитовую вставку. Ящик полностью разобран. Не забудьте удалить остатки от старых войлочных ножек. Как правило, войлок бывает сильно испорчен насекомыми. Места, где ножки были приклеены, тщательно очистите до дерева и пометьте центры их расположения.

            На самом деле процесс разборки необязательно пройдет так гладко, как я описал. Возможно, придется столкнуться с разнообразными трудностями. Некоторые шурупы могут окончательно проржаветь и обломиться, при попытке их выкрутить. Некоторые части могут оказаться не только прикрученными, но и частично приклеенными, и т.д. Но описывать здесь все возможные проблемы, а так же пути их разрешения было бы затруднительно.

            Ящик необходимо внимательно осмотреть на предмет различных повреждений. Если есть отслоения внешней части от внутренних конструкций (это часто встречается сзади корпуса) необходимо прочистить зазор и с помощью клея и струбцин исправить повреждение. Клей лучше использовать эпоксидный двухкомпонентный. Например, ЭДП. Пользоваться для этой операции столярным клеем, в частности ПВА, я не рекомендую. Далее необходимо все крупные повреждения поверхности (крупные выбоины, сколы, прорезы) заполнить шпаклевкой с предварительной зачисткой поверхности до дерева. Для заделки крупных повреждений я рекомендую применять полиэфирную двухкомпонентную шпаклевку, применяемую при ремонте автомобильных кузовов. Эта шпаклевка обладает прекрасной адгезией и высокой прочностью. Продается в любых автомагазинах. Для заделки мелких дефектов (глубиной не более 1 – 2мм) можно пользоваться акриловыми шпаклевками по дереву. Но до первой шлифовки ящика необходимо заделать только крупные, явно видимые дефекты. Не забудьте про заднюю и внутреннюю части ящика. Их то же необходимо привезти в порядок. Иначе это не будет настоящей реставрацией. Внутри ящик ненужно выводить с особой тщательностью, хотя некоторые «эстеты» требуют и такого. Просто заделайте явные, бросающиеся в глаза повреждения. После того, как шпаклевка высохнет, ящик можно шлифовать.

            Корпус у приемника «Балтика» не шпонированный, а оклеен бумагой и покрашен темно-коричневой краской. Ободрать придется не только старую краску, но и бумагу. Шлифовку основных поверхностей удобно делать с помощью вибрационной шлифмашинки. При первой «черновой» шлифовке, старайтесь не использовать крупнозернистую шкурку. Хотя это и ускоряет работу, но на дереве остаются крупные царапины, которые очень трудно выводить при «чистовом» шлифовании. Особенно аккуратно обрабатывайте переднюю дугообразную часть корпуса. Это необходимо делать только вручную и с особой тщательностью. На выпуклых поверхностях особенно заметны все дефекты. При шлифовке необходимо обратить внимание на зашпаклеванные места. Они должны зашлифоваться равномерно с поверхностью корпуса. После первого «чернового» шлифования на корпусе не должно остаться следов краски и бумаги. Если стали заметны разнообразные мелкие дефекты, а они всегда «вылезают» после первой шлифовки, заделайте их акриловой шпаклевкой по дереву. Затем повторите процесс шлифовки, только с более мелким зерном шкурки. Последняя обработка ящика делается самой мелкозернистой шкуркой «нулёвкой по дереву», и только вручную. При этом будет мешать древесная пыль, которая быстро «засаливает» мелкую шкурку. Эту пыль удобно удалять с помощью сжатого воздуха при давлении от компрессора не менее 5-8 атм. Одной полосы шкурки, при такой технологии, хватит на весь процесс. Качество шлифовки проверяется визуально и на ощупь. Рука не должна ощущать никаких изъянов.

            Для получения хорошей поверхности, красить необходимо из краскопульта. Понадобится компрессор с регулируемым выходным редуктором, масляным и водяным фильтрами. При отсутствии фильтров работать можно, но только необходимо своевременно удалять конденсат из ресивера компрессора. Еще необходим пульверизатор среднего давления с возможностью дополнительной воздушной разбивки факела. Если воспользоваться таким оборудованием нет возможности, можно попробовать произвести покраску кистью. Это даст худший результат, но при аккуратном подходе, вполне приемлемый. Кисти необходимо брать специальные, а не те, которыми работники ДЕЗов красят садовые лавки и заборы. Очень рекомендую использовать кисти марки «ANZA». У меня с ними получались лучшие результаты.

            Теперь о самой краске. Краска необходима алкидная глянцевая. Не смотря на то, что это краска долгосохнущая, она обладает хорошей прочностью и дает толстую пленку. Растворитель для нее, классический «уайтспирит». Готовой краски нужного цвета Вы не найдете. Поэтому придется заняться колеровкой. Сейчас, во многих магазинах и на рынках, есть услуга подбора цвета краски по образцу. Но тут есть две трудности. Во-первых, туда придется тащить еще не отшлифованный ящик, а во-вторых, там редко колеруют алкидные краски. Я предлагаю поступить проще. Покупайте банку коричневой и банку черной краски. Неплохо подходит краска «Poly-R» с «жирафом». Постепенно, тщательно размешивая, добавляйте черную краску в коричневую, и пробуйте результат на еще не ошкуренном ящике, до получения полного сходства оттенков. Делать это необходимо при хорошем освещении.

            Если покраска выполняется краскопультом, то полученную краску необходимо развести растворителем до сильно жидкого состояния. Обычно на 30 – 40%. Если покраска производится кистью, разбавлять краску ненужно.

            Немного о растворителе. Ни в коем случае не покупайте дешевый отечественный «уайтспирит», особенно если пользуетесь дорогой импортной краской.  Потратьтесь на импортный. Он имеет гораздо лучшую очистку. От отечественного уайтспирита многие краски просто сворачиваются как скисшее молоко. Может это звучит и не патриотично, но что делать, если … В конце концов, наша задача получить хороший результат.

            Можно начинать красить. Я не буду здесь останавливаться на подробностях работы с краскопультом или кистью. Единственно напомню, что очень важно правильно «поставить свет» при работе с пульверизатором, что бы не допускать «перелива» или «недолива» слоя краски. Еще напомню о такой неприятной вещи как пыль. Стены, пол и потолок, в помещении, где производится покраска, обильно смочите водой.

            Итак, кладем первый, «грунтовочный» слой. Давление на редукторе компрессора должно быть 1 – 1.5 атм. в зависимости от типа пульверизатора. Краску для первого слоя рекомендую еще дополнительно на 10% разбавить растворителем для лучшей впитываемости. Это относится и к покраске пульверизатором и к покраске кистью.

            Сушится первый слой в общем 24 часа. Если есть сушильная камера – прекрасно. Если нет, то вполне подойдут несколько бытовых отражательных обогревателя, расположенных с разных сторон от ящика. Только не слишком близко, не ближе чем 50см. Первый час ящик лучше сушить при естественной температуре (но не ниже +20), за это время испаряется основная часть растворителя. Потом включаются обогреватели, которые необходимо выключить за 1-2 часа до конца сушки.

            Когда первый слой высох, его необходимо отшлифовать самой мелкой шкуркой, до получения однородной матовой поверхности, и наносить второй слой. Сушится второй слой аналогично первому. Вся покраска производится в 3 – 4 слоя. Особое внимание следует уделить последнему слою, так как огрехи покраски уже нельзя будет поправить шлифованием. Последний слой лучше сушить не менее двух суток.

            Далее, необходимо очень аккуратно, тонкой кистью, покрасить цоколь ящика, стараясь при этом не запачкать основную поверхность. Цоколь красится глянцевой черной алкидной краской. Например, той, которой Вы колеровали коричневую. Хватает обычно двух слоев.

            Теперь следует окрасить внутреннюю поверхность ящика и заднюю его часть черной матовой краской. Тип краски годится практически любой. Лучше всего подойдет нитрокраска. Она легко наносится и быстро сохнет (примерно 30 минут). Главное, краска должна быть матовая. Внутренняя и задняя поверхность ящика красится кистью. Подойдет любая кисть. Заднюю часть корпуса надо красить особенно осторожно, что бы не запачкать боковины. Восстановленный ящик выглядит примерно так.

    

            При данной съемке, свет от вспышки отразился так, что краска кажется очень светлой. На самом деле, цвет подобран в точности по оригиналу. На других фотографиях это будет видно.

            Следующим этапом будут боковые передние стенки. Если лак на них не поврежден, то их достаточно отполировать. Для этого можно использовать специальную полировочную щетку в виде насадки на дрель. Если же лаковое покрытие имеет повреждения (сколы, царапины, выбоины, пятна), то его необходимо циклевать. Циклюется поверхность до выведения повреждений. Иногда приходится снимать весь слой лака и часть поверхности дерева. После циклевки поверхность шлифуется мелкой шкуркой до получения однородной матовой поверхности. Если покрытие пришлось снимать полностью, до дерева, то перед нанесением нового лака, поверхность необходимо покрыть морилкой. Для этого подойдет спиртовая или водная морилка оттенка «Калужница». Ее наносят в два-три слоя с промежуточной сушкой 1 час. После высыхания последнего слоя, поверхность полируется обратной (матерчатой) стороной шкурки, а затем полировочной щеткой. Дальше наносится первый слой лака. Лак я рекомендую использовать глянцевый, полиуретановый или алкидно-уретановый. Наносится он пульверизатором или кистью. Технология точно такая же, как и при покраске ящика. Два-три слоя лака с полной промежуточной сушкой и шлифованием слоев, кроме последнего. Последний слой – чистовой, старайтесь класть его особенно аккуратно.

            Теперь следует заняться панелью, на которой крепится громкоговоритель. Сначала, необходимо оценить в каком состоянии радиоткань. Если с ней все нормально, она не порвана и не сильно выцвела, то панель можно оставить в покое. Единственно, ее необходимо покрасить черной матовой краской. Это нужно делать осторожно, что бы не запачкать радиоткань. Особенно в отверстии под громкоговоритель. Если ткань в непотребном состоянии, то ее надо заменить. Найти новую радиоткань сейчас практически не представляется возможным. Придется искать ткань приблизительно подходящую по фактуре и расцветке. Это не всегда бывает просто сделать. Ткань, должна быть не плотной и иметь мелкий, повторяющийся рисунок. В частности для «Балтики», найти ничего похожего мне не удалось, кроме ткани красного цвета с витиеватым рисунком. Но в последствии оказалось, что она очень неплохо гармонирует с корпусом приемника.

            И так, удалите с панели остатки старой ткани и зашпаклюйте все повреждения. Затем, я рекомендую надежно вклеить винты, крепящие громкоговоритель. Это можно сделать клеем «PoXipol»или аналогичным. Далее панель необходимо отшлифовать и покрасить черной матовой краской в один - два слоя. После покраски обязательно прочистите плашкой резьбы винтов громкоговорителя.

            Теперь можно обтягивать панель тканью. Технологий этой процедуры существует множество. Я не буду подробно описывать все нюансы. Сначала ткань вырезается приблизительно по форме панели с запасом 5 – 7 см на каждую сторону. Потом один торец панели мажется клеем ПВА, на него накладывается край ткани и фиксируется большим количеством канцелярских кнопок. Потом клеем мажется противоположный торец, и с легким натягом, стараясь не допускать продольных сдвигов, ткань накладывается на него, и тоже фиксируется кнопками. Так же производится наклейка на остальные торцы. Необходимо добиться равномерной натяжки ткани. Это довольно сложный процесс, и без соответствующего навыка сразу не получится. Так что приобретите ткань с запасом, на несколько попыток. После полного высыхания клея, кнопки можно удалить и аккуратно обрезать излишки ткани.

            Хочу обратить особое внимание на клей ПВА. Никогда не покупайте «клей ПВА универсальный». Он обычно продается в пластиковых банках с большой крышкой и имеет весьма жидкую консистенцию. Это не клей, а вода, слегка разбавленная клеем. Годится он только для добавления в цементный раствор. Есть два вида клея, это «Момент Столяр» (желтая банка), и «Super PVA» (красная банка). Вот это действительно, настоящий клей ПВА.

            Осталось привести в порядок последнюю деталь корпуса – центральную карболитовую вставку. Если она не имеет повреждений, протрите ее грубой тканью смоченной спиртом. Использовать ацетон я не рекомендую, он часто оставляет очень трудно-выводимый белесый остаток. Протирать необходимо с сильным нажимом. Затем отполируйте вставку полировочной щеткой. Если фетровое покрытие, к которому примыкает шкала, пришло в негодность, его необходимо заменить. Удалите остатки старого фетра, а поверхность, куда он клеится, ошкурьте крупнозернистой шкуркой. Нарежьте полоски фетра необходимой длинны. Ширина их берется с небольшим запасом. Приклейте полоски клеем ПВА. После того, как клей полностью высох, обрежьте полоски заподлицо с панелью, очень острым лезвием.

            Можно начинать сборку. Она, соответственно, производится в обратном порядке разборке. Сначала установите центральную карболитовую вставку. Шурупы не затягивайте до конца. Установите правую и левую передние стенки. После того, как они плотно встали на свое место, затяните шурупы центральной вставки. Установите панель громкоговорителя. Все шурупы, я рекомендую заменить на новые. Необходимо только правильно подобрать их по диаметру и длине.

            Последняя стадия работы с корпусом, это восстановление войлочных ножек. Можно вырезать ножки самостоятельно и приклеить. Правда сейчас в продаже появилось довольно много разнообразных самоклеющихся войлочных и фетровых ножек для мебели. Они прекрасно подойдут. Можно просто подобрать подходящие низкопрофильные резиновые ножки, крепящиеся на саморезы.

Громкоговоритель

            Перед работой с начинкой самого приемника необходимо привезти в порядок еще одну деталь – громкоговоритель. Наиболее частое повреждение громкоговорителя - это порванный диффузор. Если разрывы не слишком длинные и нет выдранных кусков, то восстанавливается диффузор с помощью клея БФ-6. Это медицинская марка клеев БФ. Он остается эластичным после высыхания. Аккуратно нанесите клей на разрыв, равномерно слева и справа (но не шире 1 мм), с обеих сторон диффузора. Дайте клею подсохнуть около 1 часа. Затем прогрейте шов с помощью термофена. Температуру на выходе фена нельзя устанавливать выше 70 -80 градусов, иначе диффузор может покоробить.

            Если повреждения диффузора значительные, лучше найти дугой громкоговоритель. Можно, конечно, попытаться поставить заплаты, но это редко дает хороший результат. Обычно теряется центровка катушки диффузора в магните. Ее практически никогда не удается исправить.

            Еще одно распространенное повреждение громкоговорителя - это поломка клеммной колодки. Решается эта проблема путем изготовления новой колодки из 2мм. текстолита. Новая колодка размечается на листе текстолита, высверливается по контуру мелким сверлом и обрабатывается надфилем до придания ей окончательной формы. Затем в ней сверлятся необходимые отверстия. Два для крепления к корпусу громкоговорителя, и два для винтовых клемм. Клеммы можно позаимствовать с телефонных кабельных колодок. Клемма вклеивается в текстолитовую колодку клеем БФ, а снизу к ней припаивается монтажный лепесток. Таким образом, клемма надежно закреплена в колодке, а к лепестку припаивается провод от катушки диффузора.

            Затем окна в корпусе громкоговорителя закрываются изнутри бумагой, и весь громкоговоритель окрашивается краской «серебрянкой» из баллончика, в несколько слоёв с промежуточной сушкой 30 минут. Теперь осталось только закрепить громкоговоритель в корпусе приемника на свое посадочное место.

Восстановление шасси

             Никогда не следует пытаться сразу включить приемник, даже когда шасси выглядит вполне прилично. Особенно если не известно, когда приемник работал в последний раз. Это часто приводит к  неприятным последствиям. Ремонт может несколько усложниться. Лучше набраться терпения и сделать все последовательно.

            Выньте все радиолампы из своих панелек и отложите их в сторону. Аккуратно снимите стеклянную шкалу. Её ни в коем случае нельзя мыть водой, поскольку рисунок выполнен методом пленочной аппликации.  Протрите шкалу мягкой замшевой салфеткой.

            Внимательно осмотрите шасси приемника на предмет механических дефектов. Их, по мере возможности, необходимо сразу исправить. Явно испорченные радиодетали и поврежденные монтажные провода необходимо заменить новыми. Если белая краска на панели под шкалой приемника повреждена, покрылась пятнами или облупилась, панель необходимо снять, ошкурить, и заново покрасить белой краской из баллончика. Неплохо подойдет автомобильная краска SADOLYN «белая газ» или аналогичная.

            Одним из важных моментов перед включением приемника, является проверка электролитических конденсаторов в фильтре блока питания. Для этого понадобится источник питания с плавной регулировкой выходного напряжения от 0в до 300в, и максимальным током не менее 300мА. Например, это могут быть УИП-1 или УИП-2. От первого конденсатора отпаиваются все проводники, и к нему подключается (соблюдая полярность) источник питания. Затем напряжение источника питания надо плавно повышать, контролируя при этом ток. Если в момент повышения напряжения величина тока резко возрастает, а потом падает практически до нуля, то это хороший признак. Напряжение необходимо выставить около 250в. Ток при этом должен быть не более 1мА. Температура корпуса конденсатора не должна повыситься. Если все так, то конденсатор в порядке. Если же при повышении напряжения величина тока резко повышается и не падает, а корпус конденсатора начинает заметно нагреваться, то дело плохо. Но такой конденсатор можно попробовать восстановить. Установите такое напряжение, при котором величина тока будет не более 30мА – 50мА. Если через какое-то время ток начнет постепенно уменьшаться, повышайте напряжение до прежней величины тока, и снова ждите, пока ток не уменьшится. Повторяйте эту операцию, пока напряжение на конденсаторе не станет 250в. Если при этом ток упал до нескольких миллиампер, а корпус остыл, значит, конденсатор удалось спасти. Если же после нескольких попыток ток перестал уменьшаться или наоборот стал расти, или корпус сильно нагрелся, то спокойно выбрасывайте этот конденсатор, и ставьте вместо него новый. Точно также проверяйте и второй конденсатор блока питания приемника. Когда эта процедура будет закончена, необходимо припаять к конденсаторам провода и попробовать включить приемник. Пока без радиоламп.

            Проверьте наличие и исправность предохранителя, убедитесь, что силовой трансформатор включен на правильное напряжение сети и проверьте наличие и исправность лампочек подсветки шкалы. Включайте приемник. При этом лампочки подсветки шкалы должны загореться. Проверьте напряжение накала радиоламп, оно должно быть около 7в. Если лампочки не загорелись, а обмотка накала сильно разогревается (она на трансформаторе самая верхняя), то, скорее всего в цепи накала короткое замыкание. Его необходимо найти и устранить. Затем нужно проверить напряжение на панельке кенотрона между контактами 6 и корпусом приемника, и контактом 4 и корпусом приемника. Оно должно быть  одинаковое в обоих случаях и иметь величину около 270в. Сильная разница напряжений указывает на неисправность анодной обмотки силового трансформатора и, как это не печально, его придется перематывать. Если все в порядке, можно двигаться дальше.

            Радиолампы проверяются с помощью испытателя радиоламп. Например, Л3-3. При отсутствии такового, нужно приготовить заведомо исправный комплект ламп. Иногда, при отсутствии лампы 6К3, вместо нее пытаются ставить лампу 6К4. Я не рекомендую это делать, поскольку лампа 6К4 имеет более высокую крутизну, и тракт промежуточной частоты может возбудиться.

            После установки радиоламп на свои места, подключите все необходимые провода к громкоговорителю. В модели «Балтика 52», на громкоговорителе расположены еще выходной трансформатор и антифоновая катушка. Если разместить на рабочем столе одновременно и шасси и корпус приемника затруднительно, то лучше вынуть громкоговоритель из корпуса. Снова включайте приемник. Дайте лампам прогреться и проверьте величину анодного напряжения на выходе фильтра питания. Оно должно быть порядка 260-280в. Если напряжение сильно занижено, а анод выходной лампы раскалился до красна, то, вероятнее всего, испорчен переходной конденсатор между анодом лампы предварительного усилителя на сетку выходной лампы. Его необходимо сразу заменить.

Проверка и настройка УНЧ

             В первую очередь проверяется и при необходимости ремонтируется тракт усиления низкой частоты. Для этого понадобится генератор звуковой частоты и осциллограф. Предварительно, исправность УНЧ проверяется прикосновением к выводу управляющей сетки лампы предварительного усилителя. В громкоговорителе должен быть слышен сильный фон. Более детальная проверка производится подсоединением звукового генератора к гнездам подключения звукоснимателя, а осциллографа к катушке громкоговорителя. Переключатель диапазонов устанавливается в положение «ЗВ». Напряжение на выходе звукового генератора устанавливается 300-400мВ. Усилитель должен обеспечивать на катушке громкоговорителя напряжение около 4в.эф. без явно видимых искажений и иметь более или менее равномерную частотную характеристику от 200Гц до 2000Гц.

            Самые распространенные неисправности УНЧ: неправильное напряжение смещения на сетке выходной лампы (проверить цепь формирования смещения), неисправные проходные и шунтирующие конденсаторы (заменяются новыми), обрыв или короткозамкнутые витки выходного трансформатора (перематывается), неисправность регулятора громкости. Чаще всего регулятор громкости просто загрязняется от времени и в нем засыхает смазка. Регулятор необходимо отпаять от схемы, снять с шасси и разобрать. Отогнув боковые лепестки, снимите нижнюю крышку вместе с сетевым выключателем. Затем снимите запорное кольцо с оси регулятора и осторожно выньте ось вместе с ползунком. Аккуратно, с помощью ватной палочки и спирта очистите все детали от грязи и старой смазки. Особенно тщательно очищайте угольную дорожку. После этого угольную дорожку и все трущиеся части смажьте смазкой ЦИАТИМ-201, соберите регулятор и установите обратно в схему.

            Перед тем как переходить к высокочастотной части схемы, аккуратно установите на место шкалу приемника.

Проверка и настройка ВЧ части схемы

             Для работы с высокочастотной частью схемы, кроме осциллографа понадобится высокочастотный генератор с перекрытием по частоте не менее 150кГц – 15мГц и возможностью амплитудной модуляции ВЧ сигнала. На ВЧ генераторе сразу включите 30% АМ частотой 400Гц или 1кГц. Если генератор имеет механический визир настройки на рабочую частоту, желательно контролировать его частоту электронносчетным частотомером.

            У приемника «Балтика» сердечники всех ВЧ контуров имеют шестигранный наконечник. Если нет спец ключа, его придется изготовить самостоятельно. Ключ должен быть не металлический. Не самый простой, но самый лучший способ изготовление такого ключа следующий. Склейте бумажную трубку такого диаметра, что бы она с трудом проходила в каркас контура куда ввернут сердечник. Осторожно, с помощью пинцета выверните сердечник из контура антенного фильтра-пробки. Смажьте его шестигранный наконечник машинным маслом и вставьте сердечник в бумажную трубку. Поставьте трубку открытым концов вверх и заполните ее на всю длину эпоксидным клеем. Например ЭДП. После полного отверждения клея, извлеките сердечник и сошкурьте бумагу. Ключ готов. 

УПЧ

             Следующим этапом настраивается усилитель промежуточной частоты. Осциллограф остается присоединенным к выводам катушки громкоговорителя. Закоротите тонкой металлической пластиной гетеродинную секцию блока переменных конденсаторов настройки. Колебания гетеродина при этом будут сорваны. Через конденсатор емкостью 200пф на сигнальную сетку преобразовательной лампы 6А7 подайте АМ сигнал от ВЧ генератора с частотой 465КГц и напряжением около 500мкв. При исправном тракте УПЧ в громкоговорителе должен быть слышен тон модулирующей частоты. Настройте второй трансформатор УПЧ (сначала 2й, потом 1й контур) вращением альсиферовых сердечников по максимальному размаху сигнала на экране осциллографа. Точно так же настройте контура первого трансформатора ПЧ. Эту операцию повторите 2-3 раза в указанной последовательности. Если при вращении сердечника какого либо контура нет четкой настройки на максимум сигнала, значит данный контур не исправен. Чаще всего, это обрыв вывода ВЧ катушки или неисправность контурного конденсатора (иногда от времени они могут сильно изменить свою ёмкость). В любом случае с трансформатора ПЧ необходимо снять экран (контурные конденсаторы то же находятся под экраном) и устранить неисправность. Правильно настроенный тракт ПЧ должен обеспечивать нормальную для слышимости громкость модулирующего тона при величине сигнала от ВЧ генератора не более 300-400мкВ. Заодно проверьте работу детектора системы АРУ. При увеличении величины сигнала с генератора, на экране электронного оптического индикатора 6Е5С «крылышки» должны сходиться. После настройки тракта УПЧ не забудьте убрать закоротку из блока переменных конденсаторов.

Входная часть, смеситель, гетеродин 

«Укладка» диапазонов

            Теперь переходите к укладке диапазонов. АМ сигнал 200-300мкВ. от ВЧ генератора подайте на антенный вход приемника. Укладка начинается с длинноволнового диапазона. Визир шкалы установите на последнее оцифрованное деление нижнего (низкочастотного) конца длинноволнового диапазона. На ВЧ генераторе установите частоту соответствующую этому делению. Вращением сердечника длинноволнового гетеродинного контура добейтесь появление модулирующего тона из громкоговорителя, а затем  максимальной величины сигнала на осциллографе. Переведите визир шкалы к последнему оцифрованному делению верхнего (высокочастотного) конца длинноволнового диапазона, на генераторе установите соответствующую частоту. Вращением подстроечного конденсатора снова добейтесь появление модулирующего тона из громкоговорителя, а затем  максимальной величины сигнала на осциллографе. Повторите всю операцию укладки несколько раз, пока границы длинноволнового диапазона не будут точно уложены. Аналогичным образом уложите сначала средневолновый, а потом два коротковолновых диапазона. На коротковолновых диапазонах будьте особенно внимательны. Все настройки на них, очень «острые».

            Если верхняя (высокочастотная) граница какого либо диапазона очень сильно сдвинута, и вращение соответствующего подстроечного конденсатора не дает никакого эффекта, значит этот конденсатор неисправен. Часто от времени окисляется клепанное соединение серебряного напыления и контакта для пайки. Восстановить его практически невозможно. Конденсатор необходимо заменить.

Настройка входных контуров и фильтра пробки

             После укладки диапазонов настройте входные контура приемника. Настройку опять следует начать с длинноволнового диапазона. Методика настройки входных контуров аналогична укладке. Только точки настройки следует выбирать не крайние, а ближе к центру. Примерно 1/3 часть диапазона от концов. Неисправности подстроечных конденсаторов проявят себя здесь точно также как и при укладке.

            Последним этапом настройки является настройка антенного фильтра пробки. Для этого установите на генераторе частоту АМ сигнала - 465кГц, и такой выходной уровень при котором на экране осциллографа отчетливо виден сигнал модулирующего тона. Вращением сердечника фильтра пробки, добейтесь МИНИМУМА сигнала на экране осциллографа.

            Правильно настроенный приемник должен обеспечивать нормальную для слышимости громкость модулирующего тона при величине сигнала от ВЧ генератора не более 150-250мкВ.

            По окончании полной настройки, залейте сердечники во всех контурах расплавленным парафином.

Общая сборка

             Если громкоговоритель был вынут из корпуса в процессе настройки, установите его обратно. Осторожно установите в корпус шасси. После затяжки нижних винтов, оси ручек управления должны расположиться по центру отверстий в корпусе. Если этого не получилось, поправьте положение шасси с помощью небольших прокладок поверх резиновых втулок. Если шкала приемника равномерно не прилегает к фетровому покрытию передней стенки, поправьте ее положение подгибанием стальной панели, на которой крепится шкала. Отрегулируйте положение лампы 6Е5С (электронного оптического индикатора) что бы она плотно прилегала к своему отверстию в передней стенке. Установите на место фурнитуру приемника, заднюю и нижнюю стенки. Включите приемник и проверьте его работу на всех диапазонах.

Разин О.А.
razin_oa@rambler.ru
www
.lampovik.ru


Дизайн сайта: "Proning Studio" © 2004